Департамент по молодежной и социальной политике

Слабовидящим

III. Организация воспитательной и социальной деятельности обучающихся в институтах УдГУ и на общеуниверситетском уровне

III. Организация воспитательной и социальной деятельности обучающихся в институтах УдГУ и на общеуниверситетском уровне

3.1 Цели и задачи воспитательной и социальной деятельности обучающихся

Цель: Содействие позитивной самореализации обучающихся в интеллектуальной, социальной и профессиональной сферах на основе освоения универсальных компетенции и максимального проявления личного творческого потенциала.
Задачи воспитательной и социальной деятельности обучающихся:
1. Оптимизация условий для проявления личностных и профессиональных качеств будущих специалистов в творческой, социальной, научной, проектной и организаторской деятельности.
2. Стабилизация положительных тенденций в преодолении негативных влияний молодёжной среды, стихийной социализации, гражданской и духовной дезориетированности обучающихся.
3. Обеспечение социально-психологической поддержки различных категорий студентов в период профессионального становления на этапах адаптации к учебному процессу, продуктивного освоения будущей специальности, самоопределения и трудоустройства.
4. Развитие системы базовых ценностей обучающихся, социально-одобряемых и личностно значимых моделей поведения, в том числе обеспечивающих эффективное межкультурное взаимодействие в студенческой среде и обществе.
5. Приобщение облучающихся различных курсов к сохранению и приумножению традиций и достижений различных институтов УдГУ, профессиональному и межпоколенческому общению, созданию позитивного имиджа университета.
6. Совершенствование структуры управления воспитательной и социальной деятельностью с учётом опыта работы университета, новых кадровых требований и технологий, возможностей материально-технической базы вуза.
7. Интернационализация воспитательной и социальной деятельности, ориентированность на развитие международного молодежного сотрудничества.

3.2. Принципы и основные механизмы реализации Концепции

Ведущими принципами реализации Концепции являются:
-использование потенциала учебной и внеучебной деятельности для становления личности будущих специалистов;
-учёт социокультурных традиций, национальных и социально-экономических особенностей республики;
-учет особенностей межкультурной коммуникации и развития международного молодежного сотрудничества;
-многовариантность и гибкость в сочетании традиционных методик и инновационных технологий.
Основными механизмами реализации Концепции следует обозначить:
-опора на имеющийся опыт решения воспитательных и социальных проблем обучающихся;
-создание условий для самостоятельности и максимальной самореализации обучающихся;
-взаимодействие с профессорско-преподавательским составом и внешними профессиональными организациями и сообществами;
-включенность в региональные, межрегиональные, федеральные и международные программы и проекты;
-оптимальное использование имеющихся ресурсов.

3.3. Предполагаемы результаты воспитательной и социальной деятельности обучающихся на период реализации Концепции

  1. Обеспечение единых воспитательных подходов в ходе образовательного процесса на основе объединения усилий администрации, всех структурных подразделений, студенческих общественных организаций и профессорско-преподавательского состава УдГУ.
  2. Сложившаяся устойчивая система проявления духовно-нравственных, культурных и профессиональных позиций выпускников и обучающихся университета.
  3. Осознанная включенность обучающихся в гражданско-патриотические и культурные мероприятия различного уровня, поступательный рост активности и самостоятельности участников образовательного процесса.
  4. Нормирование ответственного отношения к личному физическому и психолого-эмоциональному здоровью, ориентации на здоровый образ жизни и позитивное поведение в обществе.
  5. Структурирование и развитие системы социальной защиты обучающихся, включая наличие различных форм поддержки, обеспечения, поощрения и стимулирования незащищённых категорий обучающихся.
  6. Обеспечение роста уровня дополнительного образования обучающихся, мотивации к участию в проектной, исследовательской и творческой деятельности.
  7. Обобщение результатов мониторинга по различным критериям и показателям, проведение сравнительного анализа изменений за различные периоды времени с последующим изменением приоритетов в осуществлении воспитательной и социальной деятельности.
  8. Систематизация и повышение эффективности работы органов студенческого самоуправления и студенческих общественных объединений и организаций.
  9. Формирование дополнительных возможностей для проектной деятельности самоопределения и профессиональной самореализации обучающихся, в том числе за счёт расширения сферы социального и научного партнёрства, повышения статуса индивидуальных достижений обучающихся и сопровождающих студенческую проектно-исследовательскую деятельность преподавателей (научное руководство и кураторство).
  10. Ориентированность системы управления воспитательной и социальной деятельностью на изменение социокультурной ситуации в стране и регионе, педагогических процессов внутри вуза; обеспечение возможности гибкого реагирования на изменения, взаимозаменяемость и кооперация ресурсов различных структурных подразделений.
  11. Формирование платформы для развития международного молодежного сотрудничества.

3.4. Условия эффективной реализации задач воспитательной и социальной деятельности обучающихся

Реализация задач воспитательной и социальной деятельности обеспечивается наличием следующего комплекса условий:
-анализ и продуктивное использование имеющейся инфраструктуры с максимальным учётом воспитательных возможностей всех структурных подразделений университета;
-совместное обсуждение, согласование и принятие к использованию воспитательных и социальных программ на уровне администрации, профессорского-преподавательского состава и студенческого самоуправления с обоснованием соответствующего финансирования и закрепление участков ответственности при реализации;
-учёт мобильности обучающихся и наставников и прямое включение студенческих объединений в федеральные и международные проекты;
-повышение статуса преподавателей, курирующих органы студенческого самоуправления, перспективные программы и поездки обучающихся на основе разработки системы персональных льгот и материального стимулирования;
-рассмотрения подготовки и обучения студенческого актива как управленческого и кадрового резерва для предприятий и учреждений региона, профессорско-преподавательского состава УдГУ, органов государственной молодёжной политики . -углубление содержательной составляющей традиционных мероприятий на уровне академических групп, институтов и университета в целом, а также разработка новых форм и методов воспитании и социализации обучающихся;
-расширение связей с государственными министерствами и ведомствами в вопросах предупреждения негативных тенденций в студенческой среде;
-обеспечение постоянного контроля за состоянием воспитательной и социальной деятельности и наличие обратной связи со стороны всех участников образовательного процесса в УдГУ.