Департамент по молодежной и социальной политике

Слабовидящим

Концепция воспитательной и социальной работы со студентами в УдГУ на основе формирования гуманитарной среды вуза (2013-2018 гг.)

«Утверждено» Решением Ученого Совета УДГУ от 04.06.2013

Скачать документ

Концепция воспитательной и социальной работы со студентами в УдГУ на основе формирования гуманитарной среды вуза (2013-2018 гг.)

I. Общие положения

Итоги реализации Концепции ВВР на 2009-2012гг., наметившиеся тенденции и учет имеющихся недостатков в деятельности соответствующих структурных подразделений определили обоснование и реализацию долговременных целей, а также решение ситуативных задач, отвечающих требованиям и условиям современного высшего образования. При этом определяется не только общая модель специалиста с высшим образованием, но и общекультурный тип личности, формируемый в гуманитарной среде университета, имеющие свои традиции и ценности.

Отечественная система воспитания традиционно занимает в мире особое место. В ней в качестве идеальной цели нашел свое отражение национальный образ культурной, воспитанной личности - личности ярко индивидуальной, своеобразной, сосредоточенной на внутреннем самосовершенствовании, а во внешних проявлениях, в поведении, направленной на служение другим, обществу, человечеству в целом. От этой цели нельзя отказываться и в повседневной воспитательной деятельности, поскольку она является частью национальной культурной традиции.

Предлагаемые концептуальные основы определяют целевое назначение гуманитарной среды в соответствии с теми изменениями, которые происходят в студенческой среде под влиянием социокультурных, экономических и личностных факторов.

В качестве приоритета формирования гуманитарной среды вуза в условиях динамичных изменений общества рассматривается: использование возможностей гуманитарной среды для формирования социально активной, жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности и личности, способной адекватно относиться к культурным ценностям общества и творчески действовать в социальной и профессиональной среде.

Эта целевая установка ориентирует образовательный процесс на формирование личности студента в конкретных условиях обучения в УдГУ, поскольку будущий молодой специалист должен быть конкурентоспособен, а его деятельность - иметь гуманистическую направленность по отношению к обществу, другим людям и к самому себе. Цель воспитания будущих специалистов – формирование идеалов, ценностных ориентаций на основе развития представлений об основных идейных установках, регулирующих воспроизводство, самореализацию наиболее значимых социальных групп, в которых предстоит жить и работать сегодняшнему студенту, а завтра – специалисту-профессионалу. У каждой профессии есть определенная специфика. Вместе с тем, общий, стратегический подход к воспитательной деятельности в вузе предполагает ориентацию на реализацию принципа гуманизма, человечности.

Эффективность процесса формирования гуманитарной среды вуза достигается посредством реализации задач воспитания в системе воспитательных структур и решения более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными для воспитательной системы УдГУ являются:

II.Концептуальные основы проективной модели личности специалиста

Концепция развития форм и методов внеучебной и воспитательной работы в УдГУ на основе формирования гуманитарной среды ВУЗа предполагает создание проективной модели личности специалиста с высшим образованием на реализацию которой, как конечной цели, должен ориентироваться весь образовательный процесс университета.

В соответствии с требованиями ФГОС и с предложенной стратегической целью воспитания жизнеспособной, гуманистически ориентированной личности, молодой специалист должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:

Кроме того, каждый специалист должен уметь понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, социокультурной, этнической общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу.

III. Приоритетные направления развития ВСР в УДГУ

В национальной доктрине образования в Российской Федерации выделены приоритетные задачи воспитания, которые призваны обеспечить:

  1. Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

  2. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающей высокой нравственностью и проявляющей национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

  3. Формирование всесторонней картины мира и доброжелательных межличностных отношений и др.

Исходя из этого, приоритетами развития воспитательной работы в УДГУ следует считать:

IV. Пути достижения воспитательных целей в ходе формирования гуманитарной среды вуза.

Достижение воспитательных целей возможно при условии проведения воспитательной и социальной работы на основе системы освоения профессиональных и общечеловеческих ценностей, лучших образцов мировой и национальной культуры, нравственных устоев и общероссийских традиций государственности, патриотизма, уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства.

В качестве путей реального достижения целей и задач воспитания и самовоспитания специалистов при формировании гуманитарной среды вуза выделяются следующие:

V. Структура совершенствования ВСР на основе формирования гуманитарной среды УдГУ.

Содержательная сторона реализации предлагаемой концепции имеет структуру, включающую следующие виды и направления: духовно-нравственное воспитание, воспитание гражданственности и патриотизма, профессионально-трудовое воспитание, эстетическое воспитание, экономическо-правовое воспитание, валеолого-экологическое воспитание, развитие творческого мышления студентов, а также различные виды общественно-значимой деятельности, связанные с принадлежностью студентов к различным социальным группам (конфессиональным, национально-этническим, гендерным и т.п.).

Каждый из этих элементов в общей структуре формирования гуманитарной среды вуза реализуется через освоение соответствующего содержания, соответствующих умений и способностей, личностных качеств в системе учебно-профессиональной и досуговой деятельности через различные организационные структуры внеучебной самостоятельной работы студентов в общественных объединениях, органах студенческого самоуправления.

VI. Содержание воспитания в основных видах деятельности субъектов образовательного процесса УДГУ.

Учебная деятельность. Этот вид деятельности способствует формированию социально-значимых качеств и профессиональному становлению студента, его мировоззренческой, общекультурной направленности и гуманистическому самовоспитанию. Эффективность учебной деятельности в ходе формирования гуманитарной среды вуза может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

Профессиональная деятельность. Данная сфера деятельности имеет особую значимость в воспитании морально-этических, социально-психологических и профессиональных качеств, социальной и профессиональной компетентности, дисциплинированности, организованности, конкурентоспособности.

Совершенствование профессиональной деятельности требует:

Научно-исследовательская деятельность. Научно-практическая сфера деятельности предполагает развитие у студентов способности к поиску оригинальных творческих решений теоретических и практических проблем, глубокого понимания роли науки в повседневной жизни.

В этих целях следует:

Общественная деятельность. Этот вид деятельности способствует формированию научного мировоззрения студентов, осознанию ими происходящих процессов в обществе и мире в целом. Общественная деятельность позволяет получить студентам навыки управления служебным коллективом, развивает умение общаться с людьми, отстаивать свои взгляды и убеждения, соблюдать нормы этикета, правила общения и поведения.

При организации воспитательной работы в общественной сфере це-лесообразно демократизировать все стороны жизни и деятельности учебных коллективов в вузе, в том числе:

Культурно-досуговая деятельность. Один из важнейших аспектов воспитания — подготовить высококультурную личность, эрудированную в вопросах искусства, литературы, живописи, музыки, театра, способную анализировать происходящие события, организовывать проведение культурно-досуговых мероприятий и участвовать в них. При организации культурного досуга студентов следует исходить из следующих предложений:

VII. Организация и управление процессом формирования гуманитарной среды вуза.

Сформированность гуманитарной среды вуза зависит от того, насколько вся система жизнедеятельности студентов соответствует целям и задачам воспитания и самовоспитания личности. Действенность воспитательного процесса также зависит от целенаправленных усилий всех должностных лиц, факультетов, кафедр, отделов и служб вуза.

Основную роль в деле реализации целей формирования гуманитарной среды вуза, определенных настоящей концепцией, играют его структурные подразделения, которые наряду со своими функциями по обучению студентов должны выполнять функции воспитания, обеспечивая тем самым качество подготовки специалиста-выпускника вуза. В системе воспитания выделяется три структурно-организационных уровня, на каждом из которых решаются свои задачи и выполняются соответствующие обязанности должностных лиц по реализации воспитательных воздействий. В их число входят: уровень ректората; уровень коллектива факультета (института), курса; уровень коллектива кафедры и студенческой группы.

На каждом из этих уровней объективно необходимо должностное лицо, ответственное за проведение работы со студентами и эффективное решение задач своего уровня.

Исходя из прошлого опыта и настоящей практики построения системы воспитания в УдГУ вводятся следующие должности ответственных по воспитательной работе:

Важным шагом в этом направлении являются усилия по развитию системы студенческого самоуправления со следующими функциями:

VIII. Реализация гуманистического потенциала студентов УДГУ в ходе совершенствования ВСР.

Под гуманистическим потенциалом образовательной среды университета следует понимать совокупность средств, возможностей процесса воспитания в формировании социально-значимых качеств, профессиональном становлении студентов.

Содержание гуманистического потенциала вуза включает личностно-профессиональный, деятельностный и отношенческий компоненты, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Гуманистический потенциал может реализовываться на разных уровнях формирования гуманитарной среды вуза. В качестве критерия реализации гуманистического потенциала вуза целесообразно рассматривать степень удовлетворения базовых потребностей личности студента (в принадлежности социальной защищенности и активности, признании и самореализации). Высокая степень удовлетворения этих потребностей свидетельствует о развитии социально-значимых качеств студента, о достижении гуманистических целей системы и, тем самым, о наиболее качественной нейтрализации дегуманизирующих факторов, влияющих на профессиональное становление студентов.

Реализация, понимаемая в данном контексте как некоторый результат (удовлетворение основных базовых потребностей личности студента), может рассматриваться и в процессуальном плане (процесс, направленный на достижение этого результата). Можно представить следующую взаимосвязь путей реализации компонентов ВВР в УДГУ и процесса формирования в нем гуманитарной среды.

1. Личностно-профессиональный компонент. Содержание-возможности: гуманистически ориентированной позиции профессорско-преподавательского состава; его компетентности; оценка при проведении профессионального отбора и профориентации выпускников вуза; владение гуманистическими по содержанию способами деятельности и общения. Пути реализации: демонстрация творческой открытости в обращении преподавателя и студента, поддержка ценностей системы через демонстрацию личной заинтересованности в укреплении традиции вуза.

2. Деятельностный компонент. Содержание – возможности: специальных видов деятельности по развитию творческого и лидерского потенциала студентов; видов, форм и методов воспитательной деятельности, обеспечивающих ее принятие студентами различных факультетов и курсов. Активное участие в деятельности на основе сочетания личностной и коллективной значимости, творческого характера и разнообразия, повседневности и событийности, усиливающих открытость гуманитарной среды вуза. Пути реализации: организация различных видов деятельности; стимулирование и поддержка инициативы студентов и студенческих групп.

3. Отношенческий компонент. Содержание – возможности: удовлетворение потребности в профессионально-значимом общении, дружбе, уважении, поддержке, взаимопонимании (в системе студент – группа, группа-факультет, курс и т.д.); поддержка развития личностных и групповых отношений, демократизация функционально-ролевых отношений студентов и преподавателей.

Пути реализации: проявление интереса к личности студента, забота о нем, эмоциональная поддержка, работа с нормами группового общения, отношений.

IX. Этапы реализации внеучебной и воспитательной деятельности.

Важным направлением внеучебной деятельности является формирование программ мероприятий в зависимости от курса обучения студентов, учет во внеучебной деятельности социально-психологических особенностей, присущих студентам различных периодов обучения, в отношении которых должны использоваться особые формы и методы внеучебной деятельности.

Таблица 1 - Направления внеучебной деятельности с учетом социально-психологических особенностей студентов, характеризующих их в различные периоды обучения.


Курс обучения Направления внеучебной деятельности бакалавров I Адаптация к новой социальной среде, студенческой жизни, формирование норм отношений, выбора формы деятельности, поэтапная интеграция в образовательную среду вуза II Общее социокультурное развитие, корректировка уровня социальной активности, воспитание гражданской позиции III Личностный рост, корректировка основополагающих ценностных ориентации (профессиональных, культурных, семейных и т.д.) I V Ознакомление с трудовой деятельностью, специализация знаний, навыков, умений, применение их на практике, формирование профессиональных компетенций

Направления внеучебной деятельности магистрантов V -VI Завершение социализации в рамках вуза, интеграция в новые виды социальных общностей, профессиональное и личностное становление


Учитывая трансформацию образовательной среды вуза, внедрение двухуровневой системы подготовки (бакалавров и магистров), внеучебная деятельность должна базироваться на компетентностном подходе.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Под ключевыми компетенциями понимаются способности личности справляться с самыми различными задачами на разных уровнях обучения.

С учетом данных позиций выделяют следующие ключевые компетенции, в зависимости от уровня обучения:

таблица