СлабовидящимСлабовидящим

I. Общие положения

I. Общие положения
1.1. Обоснование необходимости разработки Концепции воспитательной и социальной деятельности обучающихся УдГУ на 2019 – 2025 гг.

Необходимость разработки настоящего документа (далее – Концепция) обусловлена следующими объективными причинами:
-изменение общей образовательной ситуации в сфере профессиональной подготовки (в том числе – введение новых образовательных и воспитательных стандартов в высшей школе;
-повышение требований к компетентностным характеристикам выпускников ВУЗов;
-реструктуризация образовательных организаций; изменение штатного расписания и требований к профессорско – преподавательскому составу и проч.);
-разработка долгосрочных программ в сфере воспитания и молодежной политики на федеральном и региональном уровне;
-изменение технологий обучения и воспитания будущих специалистов продиктованное возрастающей конкуренцией на рынке труда и занятости, важностью подготовки обучающихся к трудоустройству и успешному встраиванию в профессиональную деятельность;
-усложнение задач духовно – нравственного и гражданско – патриотического становления личности в обстановке современных вызовов социального, экономического и политического характеров;
-смена мотивационных приоритетов и ориентиров современной молодежи и возрастание значимости сохранения традиционных российских идеалов и ценностей внутренней духовной составляющей будущих поколений граждан страны;
-завершение реализации в наступившем году действующей «Концепции воспитательной и социальной работы со студентами в УдГУ на основе формирования гуманитарной среды ВУЗа», (действие документа рассчитано на 5 лет – 2013 – 2018гг.);
-утверждение Стандарта организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования;
-необходимость включения Концепции воспитательной и социальной деятельности обучающихся в общую стратегию развития УдГУ до 2020 года.

1.2. Итоги реализации Концепции воспитательной и социальной работы со студентами УдГУ на основе формирования гуманитарной среды вуза (2013 – 2018 гг.)

Действующая Концепция организации воспитательной и внеучебной работы со студентами предусматривала решение актуальных задач по становлению личности будущих специалистов в течение 2013 – 2018 годов. Специфика построения системы управления, организации и координации процессов самореализации и самоуправления студентов в ходе указанного периода заключалась в формировании комплекса условий для последовательного развития демократичных начал в среде обучающихся.
Оформление гуманитарной среды ВУЗа как основы для развития и закрепления профессиональных и социально значимых качеств обучающихся способствовало достижению следующих результатов:
-согласование системы воспитательных и внеучебных мероприятий с общим ходом учебного процесса в УдГУ с учетом психофизиологических и адаптивных возможностей студентов различных курсов;
-обеспечение взаимовлияния процессов обучения и участия в общественной жизни академических групп, институтов и университета в целом на основе совместного планирования и организации деятельности всех структурных подразделений ВУЗа;
-создание гибкой и саморазвивающейся системы студенческого самоуправления с возможностью реализации многообразия молодежных инициатив в различных сферах деятельности;
-расширение возможностей для приобретения опыта социальной практики студентов различных социальных групп, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, поступательное развитие здоровье сберегающих технологий и системы оздоровления обучающихся;
-учет многообразия культурных и национальных ценностей студентов, выбор направлений интеграции интересов представителей различных народов при проведении воспитательных мероприятий;
-оформление четкой структуры взаимодействия органов студенческого самоуправления с профессорско-преподавательским составом, административными структурами УдГУ;
-включенность студенческого сообщества университета в региональные, федеральные и международные программы, конкурсы и проекты на основе позиционирования собственных достижений и оригинальных проектных идей.
Перечисленные результаты, последовательно утверждаемые в практике работы Департамента по молодежной и социальной политике УдГУ, позволяют говорить о реализации основных целей и задач обозначенного документа, закреплении положительной динамики развития воспитательной и социальной деятельности и возможностях предупреждения негативных тенденций в студенческой среде.
Конкретизации перспектив развития воспитательной составляющей в образовательном пространстве УдГУ призваны служить концептуальные подходы, представленные в настоящем документе.

1.3. Основные нормативно-правовые документы, регулирующие организацию воспитательной и социальной деятельности обучающихся УдГУ

Настоящая Концепция разработана в соответствии со следующими документами:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральные законы:
o «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. с дополнениями 2017г;
o «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г.;
o «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 28.06.1995 г.;
• Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
• Приказы Министерства науки и образования РФ об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
• Приказы Минтруда России об утверждении профессиональных стандартов;
• Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования;
• Устав ФГБОУ ВО «УДГУ»
• Стратегия развития ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» на 2014-2020 гг.
• Кодекс корпоративной этики Удмуртского Государственного Университета

1.4. Термины и определения, используемые в документе

Универсальные компетенции (социальные и личностные) (УК) - это универсальные знания, умения и навыки, обеспечивающие конкурентноспособность выпускника. Гражданская идентичность - Осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, к исторически сложившейся социокультурной общности людей – народу, имеющее для человека значимый смысл.
Гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включённость человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации.
Российская гражданская идентичность включает:
• знание истории и культуры России, родного края, человечества
• понимание основных проблем современного общества, в том числе в исторической ретроспективе
• ценностные ориентации и убеждения личности, формируемые путем осмысления социального, политического, культурного опыта людей в прошлом и настоящем;
• уважение к историческому прошлому, духовному наследию своего и других народов.

Единое воспитательное пространство – социально-педагогическая система, созданная для обеспечения воспитания личности, способной ориентироваться в современном мире, для развития потенциальных возможностей студентов через социальную практику и самоопределение.
Воспитательное пространство – освоенная среда (культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения воспитательных задач. Характеристики воспитательного пространства: количество, вид и тип воспитательных организаций, включенных в деятельностное пространство, их воспитательный потенциал. Культурное многообразие - наличие множества разнообразных культур в отличие от монокультуры, глобальной монокультуры или стирания культурных различий, что схоже с упадком культуры. Примыкающее понятие «культурное разнообразие» может также означать уважение к особенностям иных культур. Иногда термин «культурное разнообразие» применяется для обозначения факта существования человеческих обществ или культур в конкретных регионах или вообще в мире. В термин «глобализация» часто закладывается негативное воздействие на разнообразие мировых культур.
Духовные ценности – совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость, которых он придерживается в повседневной жизни и являющихся ориентиром в ситуации выбора.
Социальная практика - вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.
Объект социальной практики — способы жизнедеятельности людей. Они определяют место больших групп людей в обществе, их интересы, характер взаимодействия с другими социальными группами. Поэтому развитие общества — это всегда изменение системы отношений, в которую включены люди. Под социальной практикой в широком смысле обычно понимают ситуацию, в которой человек получает социальный опыт.